Ме́ньшиков Олег Евгеньевич (р. 1960), актёр. Работал в московском Малом театре, Центральном театре Советской Армии, Театре им. Ермоловой, Театре им. Моссовета. Психологическая тонкость и острота пластического рисунка в ролях: Ганя («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Серёжа («Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского), Калигула («Калигула» А. Камю), Сергей Есенин («Когда она танцевала» М. Шермана, поставлена в Лондоне) и др. В кино с 1982. Снимался в телефильме «Покровские ворота», фильмах: «Полёты во сне и наяву», «Яма», «Утомлённые солнцем», «Кавказский пленник» и др. Государственная премия Российской Федерации (1996, 1997).
* * *
МЕНЬШИКОВ Олег Евгеньевич - МЕ́НЬШИКОВ Олег Евгеньевич (р. 1960), российский актер. Приобрел мировую известность исполнением ролей Сергея Есенина в международной постановке «Когда она танцевала» (под эгидой и с участием В. Редгрейв (см. РЕДГРЕЙВ Ванесса)) и Ихорева в «Игроках» по Н. В. Гоголю. Лауреат премии «Триумф» (1995). Наиболее значительные роли в кино - в фильмах: «Дюба-дюба» А. Ф. Хвана (см. ХВАН Александр Федорович) (1992), «Утомленные солнцем» Н. С. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич) (1994, Государственная премия России), «Кавказский пленник» С. В.Бодрова (см. БОДРОВ Сергей Владимирович) (1996, премия «Ника-96, премия кинофестиваля «Кинотавр-96). Снимался в телефильмах «Покровские ворота», «Поцелуй» (оба 1983), «Капитан Фракасс» (1984) и др.
* * *
МЕ́НЬШИКОВ Олег Евгеньевич (р. 8 ноября 1960, Серпухов), российский актер театра и кино.
В 1981 окончил Театральное училище им. М. С. Щепкина. В 1981-82 работал в Малом театре, в 1982-85 в театре Советской Армии, в 1985-89 в Московском театре им. Ермоловой, театре им. Моссовета.
Дебютировал в кино эпизодической ролью Кирилла в «Родне» (1981, режиссера Н. С. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич)). Приобрел популярность, сыграв Костю в телефильме «Покровские ворота» (1982, режиссера М. М. Козакова (см. КОЗАКОВ Михаил Михайлович)). В этой роли проявилась широта актерских возможностей Меньшикова: он отлично двигался, профессионально танцевал и пел, не терялся на фоне более известных партнеров. Оценив его техничность и обаяние, режиссеры стали охотно приглашать его сниматься. В «Полетах во сне и наяву» (1982, режиссера Р. Г. Балаяна (см. БАЛАЯН Роман Гургенович)) он играл персонажа без имени и почти без текста, но создал недвусмысленный и страшноватый образ хладнокровного завоевателя жизни. Здесь отчасти наметилась будущая тема актера, получившая развитие десятилетие спустя. В фильмах же 1980-х гг. Меньшиков талантливо исполнял разножанровые роли, становясь то романтическим героем «плаща и шпаги» (барон де Сигоньяк, «Капитан Фракас», 1984), то рассеянным светским волокитой (Володя, «Володя большой и Володя маленький», 1985), то блестящим морским офицером (Артеньев, «Моонзунд», 1987). Для некоторых фильмов лишь присутствие в них Меньшикова обеспечивало известный уровень качества.
Театральная карьера артиста была отмечена более серьезными работами. Он сыграл Ганечку в «Идиоте» (режиссера Е. И. Ташкова, Театр Советской Армии), и это был истинный персонаж Достоевского - с болезненным, ущемленным достоинством, ожесточенный и гордый. Его Калигула («Калигула», режиссера П. Н. Фоменко (см. ФОМЕНКО Петр Наумович), Театр Моссовета) не просто жестокий тиран, но интеллектуально изощренный, рефлексирующий мечтатель, мгновенно стал театральной легендой. Столь же прославленным был спектакль «Нижинский» (в постановке О. Е. Меньшикова и А. Е. Феклистова, Театральное агентство «Богис»), где актер сыграл заглавную роль. За роль Есенина в спектакле парижского Театра Комедии «Когда она танцевала» Меньшиков получил премию им. Лоуренса Оливье Британской академии искусств, Лондон, 1992.
В начале 1990-х гг. наметился серьезный поворот и в кинокарьере артиста. Он стал сниматься реже, тщательно отбирая роли и режиссеров. В «Дюба-дюба» (1992, режиссера А. Ф. Хвана (см. ХВАН Александр Федорович)) - своеобразном парафразе «Преступления и наказания» - Меньшиков сыграл Андрея Плетнева - современного Раскольникова. Митя из «Утомленных солнцем» (1994, режиссера Н. С. Михалкова, Государственная премия Российской Федерации, 1995) заставил говорить о Меньшикове как о выдающемся актере современности. Здесь в его игре сочеталось высокое лицедейство и изощренный психологизм. Он создал невероятно сложный образ - человека упоенного и опустошенного местью. В «Кавказском пленнике» (1995, режиссера С. В. Бодрова (см. БОДРОВ Сергей Владимирович), приз за лучшую мужскую роль кинофестиваля «Кинотавр-96», премия Российской киноакадемии «Ника» за лучшую мужскую роль, 1997) Меньшиков виртуозно сыграл наемника Сашу Ларина, сделавшего войну своей профессией и смыслом жизни. В 1998 снялся у Н. С. Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник» (Государственная премия, 2000) в роли юнкера Андрея Толстого. Роль сыграна мастерски, по-меньшиковски, но этапной для актера, к сожалению, не стала.
Снимался также в фильмах «Мама» (1999), «Статский советник» (2004), «Доктор Живаго» (2005).
Олег Меньшиков - лауреат российской независимой премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1995), призов - «Золотой овен» как лучшему актеру года (1994) и кинопрессы как лучшему актеру года (1994).